Калибровка камеры в Adobe
Смысл опыта проверить, как точно (зрительно оценить) калибруется матрица фотокамеры с помощью программы от Адоба, а если есть отклонение от эталона, то в какую сторону, чтобы при обработке это учитывать. Потому как субъективно есть вопросы к цвету при проявке RAW в Adobe Camera Raw (ACR), это встроенный RAW конвертер в Фотошоп и Лайтрум. Причем, это касается как встроенных профилей, так и созданных с помощью цветовой мишени. Свой профиль создается с помощью специальной цветовой мишени ColorChecker (24 цветной эталонной мишени, далее называемая «чекер»). Для проверки взял камеру Nikon D3500 (объектив 35 мм фиксированный использовался), как мишень использовался чекер от X-Rite при солнечном освещении (рис.1).
Сначала создаю из RAW формата камеры (расширение NEF) адобовский формат DNG, который понимает программа калибровки DNG_Profile_Editor_win_1_0_4.exe, с помощью которой буду создавать DCP профиль, это родная и единственная программа калибровки матрицы камеры от Адоб. Для этогооткрываю исходный RAW файл с фотографией чекера в ACR, сразу устанавливаю баланс белого по белой снизу второй слева плашке, как показано на рис.1 и сохраняю в DNG формате.
Затем открываю созданный DNG файл в программе DNG_Profile_Editor_win_1_0_4.exe и делаю калибровку для температуры 6500 К (солнечный свет), как показано на рис.2.
Затем перехожу в закладку кривые «Tone Curve», где мне необходимо выставить тоновую кривую, чтобы она соответствовала полностью эталонным значениям чекера в нижнем черно-белом ряду. На рис.3. показаны эталонные значения цветов для чекера, взятые из интернета, правда не уверен, что значения точные, но если сравнивать с рис.2 цвета похожи.
Но проблема в том, что при изменении тоновой кривой программа калибровщик отображает числовые значения цветов без учета тоновой кривой (в закладке «Color Tables» показываются значения). Поэтому делаю в закладке «Tone Curve» линейную тоновую кривую, как показано ниже на рис.4 и выполняю калибровку (рис.2. «Create Color Table…)
Сохраняю полученный профиль в папке с профилями, чтобы ACR мог его найти, у меня папка имеет путь C:\Users\user\AppData\Roaming\Adobe\CameraRaw\CameraProfiles и затем открываю фото чекера в ACR (которое в формате DNG, где баланс белого выставлен), где смогу тоновую кривую выставить по эталонным значениям (значения рис.3, нижний ряд). На рис.5 показан вид полученной тоновой кривой.
И дальше необходимо сравнить зрительно эталон и полученный результат, в идеале цвета должны полностью совпадать после калибровки. Открываю в Photoshop фото чекера с полученным цветовым профилем и выставленной тоновой кривой (рис.5) и сохраняю фото, чтобы его сравнить с эталоном. По быстрому наложил в Автокаде, слева вставка это реальное фото (результат калибровки), справа эталон.
Как видим, синий цвет отличается заметно, а в остальном похоже, где-то близко. Отклонение синего цвета от эталона заметно на реальных фото по небу, т.е. это не казалось, ошибка имеется, поэтому это необходимо учитывать при обработке фото.
Теоретически, можно, если не закрывать программу калибровки руками внести правки по синему и пр. цвету, чтобы они соответствовали реальности (проверил, диапазона регулировки хватает), тогда мы получим точные цвета по умолчанию и главное зрительно можем процесс контролировать, для этого необходимо каждый раз делать профиль, создавать фото в Фотошопе с помощью полученного профиля и затем возвращаться в программу калибровки и править вручную, пока не получиться близкое соответствие цвета, тогда калибровку по чекеру можно считать оправданной. Для этого желательно иметь эталон с вырезами для контроля результата, чтобы сразу полученное фото оценивать в Фотошопе, методом наложения исходника и результата, пока это не освоил, может быть позже…
Возникает вопрос, почему при калибровке по чекеру цвет не попадает точно, хотя определенно это возможно, руками ведь это правится. И ведь все сделано так, чтобы это скрыть, чтобы нельзя было это заметить и исправить. Думаю дело в деньгах, это бизнес, Адоб это умышленно делает, чтобы свои профили казались лучше, в пользу этой теории говорит то, что при калибровке по мишени они убирают т.н. Look Table из профиля, это корректировки цвета, связанные с особенностью освещения и восприятия.
Поэтому, если хочется большей точности, то необходимо смотреть альтернативные варианты калибровки камеры, но это уже другая история. Ниже на рис.7. полученное фото при обработке через созданный профиль (делал при обработке поправки по синему цвету, на глаз), на рис.8 пример как делает камера по умолчанию.