Настройка профессионального звукового плеера Roon
Задача вывести звуковой сигнал на ЦАП (звуковую карту) с максимальным качеством, использовав все возможности плеера Roon, убрав все возможные влияния системы Windows (а они могут быть значительные для звука), а так же обойти встроенные фильтры ЦАП. Для начала плеер нужно настроить так, чтобы он передавал звук сразу на звуковую карту, чтобы виндуз никак не мог повлиять. Для этого будем использовать тип вывода- WASAPI (в монопольном режиме). Режим ASIO не рассматриваю, так как для него все неоднозначно, на каждом ЦАП-е все по разному работает, да и часто просто глючит.
Для включения монопольного режима WASAPI в настройках вывода звука для данного вывода в плеере нужно установить галочку «Exclusive Mode«, как показано ниже на рисунке. Если эту галочку не поставить, то может получится так, что в системе стоит разрешение звука 44,1 кГц, а в плеере 176,4 кГц, в результате система выберет частоту 44,1 кГц и будет подавать её в ЦАП, что создает искажения, так как плеер выдает 176,4, т.е. виндуз начнет вносить искажения, пересчитывать данные обратно, со всеми вытекающими ошибками квантования.
Громкость выставляю фиксированную в плеере (на максимум 100%), чтобы регулировать громкость ползунком виндуз (так меньше путаницы).
Плеер Roon в DSP фильтрах имеет специальный фильтр для передискретизации (всего 4 варианта фильтра). Что очень ценно, можно выполнить передискертизацию с необходимыми параметрами, обойдя так же фильтры ЦАП-а, где обычно нет никакого выбора фильтра и частоты!!! Ниже на картинке показано, где можно выбрать необходимую частоту. Выбрал 4-х кратную передискретизацию, что на мой взгляд достаточно, 8-х кратная передискретизация избыточна, по крайней мере не слышу разницу, да ещё и звуковая карта должна поддерживать такие высокие частоты.
И ниже есть выбор типа фильтра (4 шт), как показано ниже на рисунке, отмеченные цифрами 1, 2, 3 и 4.
И ниже 4 осциллограммы (импульсная характеристика), соответствующие фильтрам в порядке, указаном на верхнем рисунке 1, 2, 3 и 4.
Но возникает одна проблема при этом, если мы посмотрим запись меандра для данных фильтров, записанного на максимуме громкости, т.е. 0 дБ, то увидим ограничение сверху сигнала (клипинг).
Поэтому нам нужно избежать этого ограничения, потому как многие сборники и записи сегодня записывают на высоком уровне, т.е. с выходом за 0 дБ, поэтому получим в звуке ВЧ гармоники, искажения, вызванные ограничением сигнала, которые подкрашивают звук, иногда даже красиво, но на хорошей технике эти искажения слышны. Поэтому для этого необходимо понизить уровень сигнала, это делается тоже в фильтрах DSP, добавлением «Запас динамического диапазона«, где нужно выставить значение -3дБ (по умолчанию используется значение).
Если теперь включим понижение уровня на -3 дБ и посмотрим осциллографом тот же меандр (с записью 0 дБ), то увидим, что ограничение исчезло, меандр стал нормальным, при этом напряжение снизилось на 3 дБ (25% по напряжению).
И ниже запись меандра на уровне -6 дБ (в два раза ниже по напряжению), чтобы посмотреть форму меандра, который точно не имеет ограничения.
Мы видим, что 2 и 4 режим чуток ограничивает импульс сверху, но режимы 1 и 3 гарантировано не имеют ограничения и искажения формы сигнала. Поэтому цифра -3 дБ для снижения уровня вполне удачное значение, используемое по умолчанию.
Из 4-х режимов мне больше всего нравится 3 режим, где форма импульса самая чистая, собственно ради этого использую Roon, что обеспечивает наиболее чистый (честный звук), что конечно слышно на уровне ощущений и на хорошей технике, когда ЦАП и наушники с низкими искажениями.
Для прослеживания пути сигнала, можно нажать на точку рядом с названием композиции и посмотреть все этапы, как ниже показано на рисунке.
Как видим всё отлично, сигнал имеет при обработке (внутри плеера) разрешение 64 бит (с очень высоким разрешением, минимизирующий все ошибки преобразований), а на выходе превращается в 32 бит и подается на ЦАП, чего хватает для регулирования громкости, не внося искажения (деградации) в исходный сигнал. И видим частоту передискретизацию 176,4 кГц, которая подается сразу на ЦАП, на цапе должно отображаться это значение (если есть). Таким способом мы вытягиваем максимум звука и обходим фильтры ЦАП-а, выбирая нужный фильтр в Roon.
Можно использовать другие плееры для звука (foobar2000, Winyl и пр.), но характер звука будет меняться, т.к. используется разное разрешение при обработке сигнала, разные алгоритмы (другие фильтры), другая битность и частота сигнала, поэтому звук на слух меняется и это не кажется, это так и есть. На мой взгляд, Roon в такой конфигурации (4-х кратная передискретизация, плюс снижение уровня -3 дБ) один из честных плееров, где звук имеет максимальную чистоту (прозрачность), особенно при использовании фильтра 3 (Гладкий, Линейно-Фазовый) и может конкурировать с профессиональными отдельными проигрывателями высококачественного воспроизведения звука (в плане цифровой обработки данных).
PS. Ещё заметил, что при выводе звука через WASAPI иногда лучше отключать Event режим, т.е. Push режим использовать. Разница между ними только в организации буфера, Event режим современее, но при этом звук получается более сухой что ли, жесткий. Поэтому использую у себя режим c отключенным Event режимом, т.е. Push, как ниже показано на рисунке, он более мелодичный.