Цвет в Adobe Camera RAW
Тот, кто занимается обработкой фотографии через RAW, т.е. использует сырые данные с матрицы и сам их доводит до товарного вида рано или поздно замечает, что цвет, полученный через Adobe Camera RAW не совпадает с реальностью, причем как при использовании встроенных цветовых профилей от Adobe, так и сделанных самим, через цветовую мишень (Color Cheker) с помощью программы от Адоба. По началу логично предположить, что дело в мишени, освещении и пр., поэтому потом обычно покупают продвинутые чекеры, например SG типа, который не так уж и дёшев, на сегодня фирменный чекер X-Rite стоит около 49 т.р.!
Но самое интересное, что и после этого цвет после калибровки с помощью программ от Adobe не попадает. Для этого не нужно даже обладать каким-то тренированным зрением, снимаете в окно машины и сравниваете и профили от Адоба почти всегда дают красный с уходом в малиновый, зеленый светящийся, а небо часто уходит в фиолетовый цвет и обесцвечено. И это озадачивает, к чему все эти танцы с бубном, все траты денег и времени, если зачастую цвет с телефона ближе к реальности и всё это в автомате и недорого!
Моё мнение, по данному вопросу такое, что причина лежит не в технологии, а как её использовать. Цветовой профиль от Адоба (формат DCP) более продвинутый, в отличии от обычного ICC профиля, где есть три цвета, три кривые и с помощью таблицы эти кривые корректируются, приводятся к стандартному цвету во всем диапазоне яркости, от темного до светлого. В DCP профиле идет разделение, подобно тому, как это сделано в видеосистемах, где есть отдельно кривая яркости и два цветоразностных сигнала. Такая система экономит объем информации, при достижении того же результата. Кстати, глаз человека использует тот же самый принцип.
Но вопрос возникает в интерпретации данных, данная система позволяет отдельно корректировать кривую яркости и цвета. И думаю, что сама калибровка цвета от Адоба не имеет недостатков, это скорее особенность или технический подход компании, а так же, возможно, расчет на пользователя, профили от Адоб, определенно обесцвечивают тени, с помощью яркостной кривой, это своего рода способ угодить пользователю, выдать картинку без шумов или сгладить недостатки технологии. А тенденция в технологиях сегодня такова, что производители матриц жмут показатели для тестов, это динамический контраст, шумы и пр. в угоду цвету! И делают это они с помощью увеличения прозрачности цветовых фильтров на матрице. Поэтому цвет страдает, так как начинают просачиваться другие спектры. Поэтому трудно восстановить цвет, отсюда и происходит проблема с цветом, как мне думается… И каждый производитель софта, по разному пытается компенсировать недостатки технологии…
Поэтому цветовые DCP профили, полученные другими программами всегда дают другой результат и разница, прямо скажем, заметна обычными пользователями. И это нужно учитывать при обработке, понимать, что коррекция недостатки технологии маскирует, но не устраняет полностью. На мой взгляд, при калибровке или создании цветового профиля матрицы камеры лучше использовать сторонний софт, где коррекции или минимальны или же они более соответствуют реальности. Кстати, многие производители фототехники, вроде Nikon, Canon придерживаются схожей философии при создании цветового профиля, т.е. идеология Адоба сегодня массово поддерживается, причем как внизу пользователями, так и производителями. Даешь параметры, одним словом, работает безжалостный маркетинг.
Причина думаю ясна, для одних это бизнес, а так же желание скрыть или хотя бы замаскировать недостатки технологии, а для пользователей меньше проблем с обработкой, более качественный результат в среднем. Ведь удобно, когда сразу тени приподняты, в них хорошо видны детали и без лишнего шума, травка на свету зеленая, но не всегда это лучше, тренированный глаз чувствует, диссонанс возникает. И когда с помощью обработки, DCP профиля вносятся коррективы, что-то выделяют, что-то ослабляют, даже из хороших побуждений это не всегда хорошо и полезно, как мне думается. Иногда лучше оставить цветовые шумы, но получить более сбалансированную картинку…особенно для художественного фото. А иногда шумы могут даже усилить, подчеркнуть картину! Собственно этим и ценен RAW режим, поэтому как мне думается, лишние коррекции в этом режиме должны быть минимальны.
Лично на мой взгляд, старая система ICC более точно отображает цвета. Цвета, особенно в тенях более насыщенные, но так же возникает больше проблем при обработке, при вписывании цвета, яркости в картинку или ограничения техники. Шумы в тенях становятся более заметны. У Адоба тени более осветленные, но при этом яркостная прорисовка улучшена. Думаю именно этого эффекта и добивались в Адобе, когда создавали свою систему профилирования цвета DCP. Но дело, конечно не в системе, а в подходе, сама система DCP не хуже, а даже более продвинутая, в этом нет никаких сомнений. Поэтому бежать и использовать ICC профиль, отказаться от Фотошопа, т.к. он не поддерживает ICC профили, а поддерживает только свои профили явно не стоит. Иногда система DCP ещё связывается с DNG форматом, так как он позволяет зашивать в фото файл профиля матрицы, но сам профиль в DCP станадрте используется, по простой причине, он занимает много меньше объем, хорошо оптимизирован. Кстати, профили DCP бывают разных уровней сложности или точности, что не сомненно плюс. Вот ресурс https://color-ist.ru, где пишут подробно о профилировании матриц (данные постепенно добавляются).
И возникает вопрос, чем лучше создавать цветовой профиль, т.к. обработка фото и удобство одно из лучших, как не крути, в Фотошопе!? На мой взгляд, один из лучших DCP профилей для матрицы создает программа Lumariver Profile Designer. И причем не обязательно для этого покупать зеркальную камеру, сегодня RAW данные с матрицы можно вытянуть даже с телефона https://m-fiz.ru/raw-v-telefone/. И ниже пример фото с телефона
Насыщенность цвета не повышал, только тоновая коррекция (света, тени). В целом заметно, что в тенях картинка более тёмная, чем делает это профиль от Adobe и камера телефона по умолчанию, но и цвета более правильные, насыщенные. Картинка очень напоминает аналоговое фото, естественно при обработке производил компрессию светов и теней, так как глаз человека выравнивает картинку в реальности и поэтому для похожести нужно картинку в тенях и светах компрессировать, чтобы компенсировать ограничения техники и особенности восприятия (монитор имеет RGB компоненты, а естественный цвет 7 спектров) и это нормально. Возможно даже, в идеале, нужно цвет в зависимости от яркости корректировать! И на мой взгляд такая картинка ближе к реальности, да, видны недостатки маленькой матрицы телефона, шумы начинают расти, ограниченная динамика, недостатки маленькой оптики становятся более заметны (затемнения по краям и пр. искажения), засветки оптики видны, но в целом картинка правильная, не смотря на все ограничения технологии информация воспринимается вполне естественно, как мне думается. Но такая система требует и большего опыта и времени на обработку каждого фото. Такая система определенно для понимающих людей, а для пользователей, без сомнения, метод от Адоб больше подходит.
Хотя как по мне, производители смартфонов, куда как лучше преуспели в деле коррекции цветовых профилей, используют более продвинутые технологии и процессор. Видимо большая конкуренция сказывается… Система профилирования Адоб, как по мне, в этом деле (точности цвета) сильно отстала, единственное, что её спасает, так это большие матрицы фотоаппаратов, использующих RAW режим, но с цветом как по мне происходит деградация.
Одним словом тема интересная, есть над чем задуматься, особенно тем, кто ещё думает, что купит серьезный аппарат и будет делать шедевры, с красивым цветом, в реальности всё не так, да, вы получите резкость, минимум шумов, но вот получить точный и естественный цвет возникают серьезные проблемы, которые ставят в тупик даже тех, кто много лет занимается, сменил множество фотоаппаратов, оптики, но так и не нашел того самого, золотую середину… Я тоже, кстати, пока не встречал такого фотоаппарата, который бы цвет естественно фотографировал… В какой-то степени это дело получается выправить с помощью своего цветового профиля, сделанного с помощью цветового чекера и программы Lumariver Profile Designer, опыта и вкуса. Последнее граничит с чувством меры.